31 марта исполняется 150 лет со дня рождения Сергея Павловича Дягилева, видного художественного и музыкального деятеля. К этому юбилею в Центральной городской детской библиотеке прошло литературно-музыкальное мероприятие «Дягилевские сезоны» для девятиклассников школы № 3.
Школьникам рассказали о подвижнической деятельности С. П. Дягилева, сумевшего более ста лет назад сделать Россию модной. Модной настолько, что во многих странах ей внезапно захотели подражать, а её достижения — копировать.
Начиная с 1906 года Сергей Павлович организовывал в Европе выставки русских художников, концерты русской музыки, постановки потрясающих своей необычностью и новизной балетов.
Своей энергичной напористостью, обаянием он привлекал на свою сторону самых лучших артистов балета, хореографов, художников, и, прежде всего меценатов.
Дягилев поднял престиж русского балета в Европе на недосягаемую высоту. Играя на чужом поле — в Париже — он сотворил чудо: убедил французов, считающих это искусство своим изобретением, что правильный балет — русский балет.
«Русские сезоны» поставили танец в центр европейской культуры — впервые после времен Людовика XIV. Дягилев с успехом перенес художественную традицию из России обратно на Запад. И ему удалось не только это: он высвободил взрывную энергию русского танцевального авангарда, открыв новые пути и возможности развития для множества самых выдающихся его представителей.
Значение этого факта невозможно переоценить: французский, британский и американский балет XX века обязан своим существованием Дягилеву и революционным потрясениям его времени.
Дягилев не был бизнесменом. Он не зарабатывал денег ни выставками, ни балетными сезонами, все его предприятия держались на плаву за счет меценатов и инвесторов. Его потребности были скромными, учитывая его славу в Европе и размах его постановок. Дягилев бывал вполне счастлив, если после всех расчетов у него оставалось достаточно денег, чтобы в конце сезона съездить в любимую Венецию.
Серж Лифарь писал в своей книге: «Он тратил миллионы и миллионы на своих артистов и практически ничего на себя. У него было 2 костюма, один серый и один синий, пиджак для приемов, полный вечерний комплект, летнее пальто и тяжелое зимнее пальто, изъеденное молью. Вот то, что он называл своим багажом, богатством, заработанным за жизнь, и умер он бедняком».
Однако Сергей Павлович Дягилев остался в памяти благодарных потомков великим человеком, открывшим богатейшую русскую культуру всему миру.